Компас этого блога находится здесь:


четверг, 22 октября 2009 г.

Мама, дай мне бумагу, клей и ножницы!

Вот уже больше года я усердно стараюсь увлечь Алона творческими занятиями, откапывая где только можно самые интересные, необычные и вместе с тем простые идеи. Вдруг с месяц назад Алон начал просить меня покрасить шишки, испечь пирог, либо порисовать красками с помощью шарика (читайте в наших ранних постах). Я обрадовалась: значит заинтересовало, Ура. И вдруг... Уже третий день Алон настойчиво требует у меня дать ему бумагу, клей, ножницы, пластелин и наклейки, дабы заняться творчеством. И время-то выбирает самое неподходящее: утром перед садиком, когда я активно всех собираю, мою и кормлю; сразу после садика, когда у нас запланированы мероприятия; и перед сном, когда мне нужно укладывать малышку. С одной стороны, не хочется ему отказывать. С другой стороны, я не могу за ним проследить (все таки ножницы в руках) и помочь. Спрашиваю его: расскажи мне что ты собираешься делать. Сын начинает обстоятельно рассказывать, и я понимаю, что он перечисляет мне фрагменты наших разных работ, пытаясь соединить их воедино. К слову сказать, соединить их в данном случае было невозможно. Подкорректировала ему ход работы, но в детали дизайна мы не вдавались. Затем оставила его один на один с инструментами и в конце посмотрела что же из всего этого получилось. Хм... Изрезал всю полученную цветную бумагу, взял несколько кусочков и приклеил их на бумагу белого цвета. Сверху же положил еще один белый лист, удачно склеив его с предыдущими и тем самым закрыв всю свою аппликацию. Зачем? Вроде бы использовал технические приемы, применяемые нами в работах, но продумать дизайн не смог (или смог, а я не поняла этого?). А сколько убирать пришлось потом! Не описать. Отходов было больше, чем самой поделки. В другой раз он из большого листа цветной бумаги вырезал малюсенький кружок, раскрасил его черным карандашом, приклеил на небольшой обрывок белого листа и совершенно искренне принес мне в дар. Сначала я опасалась, что вступив на путь самостоятельности он начнет отвергать мою помощь. Однако, пока этого не произошло: он с увлечением наблюдал за моими попытками создать нечто новое, доселе им еще не виданное. В общем, у меня создалось двоякое ощущение к его внезапному творческому рвению: с одной стороны, я рада, что у него возникла потребность творить, а с другой - вид его творений вызывает у меня недоумение. Может, я слишком многого требую от ребенка?   

8 комментариев:

Anastasia and Natalie комментирует...

Интересно :) дети - загадочные существа. А Вы у него самого не спрашивали, что это он такое изобразил и почему именно так сделал? С уважением, Наталья

Просто Мама комментирует...

Действительно, интересно! Но самое главное ребенок творит, и ему нравиться процесс и результат, раз он дарит свои творения вам в качестве подарка. И ведь что то он в это вкладывает! Я согласна с Натальей и Настей, попробуйте поговорить с Алоном, у ребенока наверняка есть объяснение для своего творения. А вообще все наши рисунки и поделки - это работа нашего подсознания. Поэтому, стоит задуматься, почитать, может найдете где то информацию. Каждый цвет имеет значение, и форма тоже.

Natatik комментирует...

А ме кажется, что надо проше к этому относиться и радоваться проявлениям и детской самостоятельности и детского творчества. Красивые исполненые смыслом рисунки, поделки и все пр. еще будет - через год, два, три. А если малыш увидит вашу неудовлетворенность, ваше разочарование РЕЗУЛЬТАТОМ его труда - не будет ничего. Он просто откажется продолжать... Кто же хочет быть неудачником??? Хвалите, хвалите, хвалите и еще раз хвалите. Даже в цветных кусочках бумаги заклеенных между двумя альбомными листами есть много поводов для похвалы - оригинально, необычно, аккуратно...
И продолжайте творить вместе. Малыши учатся так быстро)))
А насчет смысла в детских работах - вспомните Маленького принца Сент-Экзюпери. Там где он рисовал барашка))) Эта книга самый замечательный учебник для родителей)))))

PS, Ради Бога простите, если кажется что мое сообщение носит надзидательный характер. Просто эта тема выстрадана лично. Николка вообще отказывался карандаши, пластилин, клей в руки брать до 4 лет. Были и беседы с психологом, и чтение умных книжек и наблюдения за собственными детьми... Вот такие выводы у меня получились)))))

БабочкаЯночка комментирует...

Моего старшего внука привезли в Израиль в два года и два месяца. Весь первый год он соглашался рисовать только ЧЕРНЫМ фломастером. Закрашивал лист каляками до основания. Я разговаривала с психологом. Та говорит: кто-то очень сильно подавляет этого ребенка. Но в действительности у нас в семье этого в принципе быть не могло. И уже я сама позволила себе прредположить, что это из-за того, что ВДРУГ, РЕЗКО, изменилась вся обстановка: были вокруг одни люди и дом и улица, стали совсем другие и все другое. Так на него повлиял переезд. Зато через год... В каждом рисунке ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовали ВСЕ цвета спектра. Загадка.

Orava_Anna комментирует...

Мне кажется, Алон действительно вступил на настоящий путь творчества. Только он сам должен развить свои дизайны, у него впереди прекрасные работы, которые наверняка порадуют маму, но ему нужно самому развить руку и глаз, а это можно только через многочисленные попытки. Моя дочка тоже с очень странных работ начала, похожих по описанию на работы Алона, но мне было важно, что она экспериментирует абсолютно самостоятельно, не боится попробовать свою идею, старается сама понять, какие материалы соединяются, какие нет, что как выглядит, как сочетаются цвета. Мне кажется, научиться творить, т.е. действительно свободно создавать что-то, можно только совершив многочисленные попытки и самостоятельные эксперименты, когда есть свобода работы с материалом.
Теперь я стараюсь с дочкой чередовать организованное и спонтанное свободное творчество.

Приятного Вам творчества и ждем работ Алона!)))

Anastasia and Natalie комментирует...

Сейчас пришло на ум, что работа с двумя склееными листами и аппликацией внутри похожа на "секретики" - дети любят делать такие штуки. Мы в детстве в землю под стеклышко закладывали всякие "сокровища" - получалось как-бы окошко. Думаю, если спросить ребенка, что он нарисовал (склеил, сделал) - можно получить еще одну порцию восхитительных загадок. Я к этому отношусь как языку, которого не знаю. Ничего не понятно, зато как красиво, гармонично звучит! Завораживает! :) Наташа

Наташа комментирует...

Девочки, большое спасибо за ваши отзывы. Они заставили меня задуматься серьезнее над этой темой и поменять свое отношение к происходящему. Вы правы, Анна, любой процесс требует калибровки путем проб и ошибок. Можно дать ребенку самому набить всевозможные шишки, а можно и чуток направить его, избавляя от неудач и разочарований. Однако, раз он сам доволен конечным разультатом, значит, так и было задумано, и значит во всем этом присутствует некая идея (как Вы, Наталья, и Вы, Ирина, правильно заметили). Я обязательно спрошу завтра Алона какая. Любовь к краскам и карандашам черного цвета у Алона уже давно. Яна, Вы верно отметили, что тяга ребенка к определенному цвету отражает внутреннее состояние ребенка. В данном случае - тревогу. Я попыталась скорректировать это цветотерапией, избавившись от красок и карандашей черного цвета, и оставив в доме самый минимум. Таким образом я хотела чтобы насильственное использование карандашей/красок цветного спектра умиротворяюще повлияла на его тревоги. Пока эта практика не принесла своих плодов: как только ему на глаза попадает черный цвет - со всего набора карандашей Алон берет именно его.

Анонимный комментирует...

Натуль,за чёрный цвет не огорчайся.Алончик,как мужчина требует определённости во всём,в том числе в границах.А их проводят только чёрным.Внутри границ (территории,домика,машины)можно использовать другие цвета.Главное,чтобы не расскрашивал чёрным объёмные предметы.Это уже будет говорить о видении мира в определённых тонах.конечно,мир ребёнка должен быть разноцветным,а чёрный отделяет "моё" и "не моё".Сестричка.